Ник Поулсон (Isol-8): «У меня всегда была пара-тройка идей, как можно что-то улучшить»

Радиоинженер Ник Поулсон - один из основателей и ведущий разработчик фирмы IsoTek Systems, выпускающей кондиционеры для AV-аппаратуры, а недавно он создал собственную компанию по производству сетевого оборудования Isol-8 Teknologies. Ник - чрезвычайно интересный собеседник и по-настоящему увлеченный человек: во время разговора он с ходу предложил два рецепта модернизации самодельного усилителя нашего сотрудника. Один из них касался схемотехники выходного каскада, другой -конструкции блока питания. И хотя реализовать советы Ника на момент написания интервью мы не успели, но мысль о том, что вопросы питания аудиотехники неразрывно связаны с ее конструкцией, стала для нас более очевидной.

Расскажите о себе. Почему вы решили уйти из IsoTek и основать собственную компанию?

- Аудиотехника меня интересует с детства. В 15 лет я занялся торговлей Hi-Fi-аппаратурой, а в 18 начал стажировку на Би-би-си в качестве старшего звукоинженера, где впоследствии проработал семь лет. С вопросами питания я столкнулся в несколько иной сфере, когда вместе с моим другом-программистом мы разрабатывали систему световой сигнализации для ряда военных и гражданских аэропортов.

В 2001 году вместе с Китом Мартином и Питером Дарлингом мы основали компанию IsoTek, однако по существу она была моим детищем. Я придумал концепцию, название; все продукты, которые выпускались компанией в течение двух с половиной лет, были разработаны мной. Питер вел коммерческие дела, Кит, который, кстати, был одним из моих лучших друзей, успешно занимался маркетингом. Дела постепенно шли в гору, однако после нашего десятого продукта мои компаньоны заявили, что больше не нуждаются в моих услугах.

Началось разбирательство, которое до сих пор еще не закончилось, и через три месяца я понял, что это может затянуться надолго. Тогда я решил основать собственную компанию Isol-8. У меня на руках были все бумаги, которые подтверждали интеллектуальные права на мои разработки, включавшие не только электронику, но и дизайн корпуса, поэтому я принципиально решил выпускать абсолютно те же продукты, что были созданы мной в IsoTek: CleanLine, MiniSub, SubStation, Qube. IsoTek к тому времени была довольно сильной компанией, лидером в Великобритании, и между нами разгорелась серьезная борьба, которая, естественно, не понравилась дилерам. Но время расставило все по своим местам: Isol-8 стала более известной на родине, в то время как IsoTek сконцентрировалась на экспорте.

Теперь мы хотим создать свой собственный имидж, показать, что у нас есть оригинальные идеи и продукты. За шесть прошедших месяцев мы выпустили четыре новых продук-та и еще три новинки недавно представили на выставке в Москве. Мы по-прежнему производим CleanLine и MiniSub, поскольку это удачные модели, пользующиеся спросом. Однако мы совершенно не стремимся создать что-то в ответ на новые разработки IsoTek, у нас собственный взгляд на вещи.

Давайте поговорим о ваших новых продуктах. В чем их философия?

- Позвольте небольшой экскурс в историю. Вообще сетевые кондиционеры существуют давно, особенно в США, однако мы были первыми, кто сформулировал важный тезис: снижение помех извне - это только половина проблемы, другой источник помех - сами компоненты системы, в особенности устройства с импульсными блоками питания и усилители мощности с полупроводниковыми выпрямителями. Кондиционер SubStation стал первым продуктом, в котором каждый потребитель был развязан от других с помощью индивидуального фильтра. Этой же идеологии мы придерживаемся во всех продуктах.

Возьмем наш сетевой регенератор PowerStation. Такие приборы существуют давно (их делают компании Accuphase, PSAudio и другие) - это большие одноканальные регенераторы, снабженные несколькими розетками. Внутри PowerStation фактически два полностью изолированных устройства: в каждом свой сетевой трансформатор, свой усилитель и свой выходной трансформатор. Это позволяет решить проблему в большинстве систем, где есть два критичных компонента, например CD-проигрыватель и предусилитель или фо-нокорректор и предусилитель. Два раздельных канала позволяют уста-новить разную частоту синусоидального напряжения. Надо сказать, что все устройства лучше звучат при частоте питающего напряжения не 50 Гц, а 60, но некоторые еще лучше -при 80 или даже 100 Гц. Увеличение частоты сетевого питания может дать вам примерно двадцатипроцентный прирост качества звучания.

Что касается кондиционеров, то мы поставили задачу создать универ-сальное устройство, предназначенное для разных применений. Первые SubStation базировались на использовании изолирующих трансформа-торов, которые хорошо работают только при определенных параметрах нагрузки, - в результате нам прихдилось менять начинку устройств в зависимости от пожеланий клиентов, которые порой сами не могли сформулировать требуемые технические характеристики. В последующих версиях мы отказались от трансформаторов в пользу многоступенчатой фильтрации, а в SubStation Vogue и Qube мы стали использовать дифференциальные фильтры. В обычных фильтрах обмотки для фазы и нейтрали выполнены на одной катушке, что позволяет компенсировать магнитные поля и сделать сердечник небольшого сечения. Дифференциаль

ные фильтры более громоздки, но обеспечивают лучшую фильтрацию. Мы также используем катушки без сердечников, намотанные медной фольгой. Они довольно большие и дорогие, зато не замедляют бросков потребляемого тока.

Понимаете, можно сконструировать высокоэффективный фильтр, однако он будет съедать всю динамику музыки, поэтому разработчику нужно выдержать оптимальный баланс. Возьмите Qube: его сопротивление по постоянному току всего лишь 0,016 Ом, а минимальное сечение провода 5 кв. мм. Qube рассчитан на 20 А долговременного потребления, а в пике выдерживает до 100 А - как раз то, что нужно большим усилителям, таким как Mark Levinson.

Не считаете ли вы, что бороться с помехами должны те, кто проектирует усилители?

- И да и нет. Возьмем недорогой усилитель невысокой мощности - хороший встроенный фильтр (состоящий из пары дросселей) добавит к его стоимости $50-100, и ради него придется увеличить размеры корпуса. К мощному усилителю класса High-End необходимо приделать что-то вроде

Qube, что даст прибавку в цене около $4000 - тоже существенно. Есть и технические причины. Если встроить фильтр в усилитель, то высокочастотные помехи по сетевому кабелю все равно проникнут внутрь, так что внешний фильтр лучше.

Во многом это еще и вопрос марке-тинговой стратегии. Я знаю одного производителя усилителей, который, когда я только начинал работать в IsoTek, утверждал, что их усилители могут обходиться без фильтров (хотя на выставках они всегда использовали нашу продукцию). Буквально перед приездом в Москву я услышал, что они приступили к выпуску собственной линейки кондиционеров.

Вообще разработка хорошего фильтра для аудиосистемы - отдельная трудная задача. В результате долгих исследований нам удалось

создать универсальные сетевые кондиционеры, эффективно работающие с разной нагрузкой и обеспечивающие полное подавление помех частотой выше 1 кГц (а в последней версии Qube - 400 Гц). Это очень хорошие показатели. Многие производители в качестве аргумента в пользу своей продукции приводят снижение помех частотой выше 1 мГц - это защищает аппаратуру от радиочастот, но мало влияет на качество звучания. Именно помехи в звуковом диапазоне свободно проходят через сетевой трансформатор, выпрямитель и попадают в усиливаемый сигнал.

Можно ли бороться с помехами более низких частот?

- Это очень трудно. В сети часто при-сутствуют небольшое постоянное напряжение (например, в Лондоне -около 5 В, что немало с точки зрения кривой намагничивания трансформатора) и низкочастотные помехи, и это проблема, над которой я давно ломаю голову. Единственное эффективное ее решение - регенераторы.

Немногие понимают, что качество работы кондиционера в низкочастотной области имеет колоссальное значение. Если, к примеру, вы слуша

ете запись солиста или хора, поющих в средневековом соборе, то обнаружите, что система, способная выдать глубокий и чистый бас, существенно улучшает восприятие вокала. Все знают, что эти частоты находятся вне диапазона человеческого голоса, и единственное разумное объяснение этого эффекта, которое приходит мне в голову, состоит в том, что длинные звуковые волны содержат важную пространственную информацию.

Значит, у вас появятся мощные регенераторы?

- Мы понимаем необходимость более мощных регенераторов, чем PowerStation, - некоторые предуси-лители в пике потребляют больше, чем иные усилители мощности. Поэтому мы разрабатываем регенератор с номинальной мощностью 1500 Вт, кото

рый, что более важно, может обеспечить ток до 40 А и не ограничивать динамику сигнала. Это будет дорогое устройство, и, честно говоря, мы не рассчитываем на массовые продажи.

А как насчет стабилизаторов?

 

- Мы также работаем и над ними. В них не будет фильтров - только автотрансформатор с переключаемыми обмотками, способный передавать значительный ток. Он будет оптимизирован для различных диапазонов входных напряжений в зависимости от пожеланий наших дилеров: в ряде стран номинальное напряжение 230 В может повышаться до 250 В, а в других вместо положенных 220 в сети часто бывает 180-190 В.

Самая сложная часть в подобных устройствах - сама система управления напряжением. Регуляторы с высоким быстродействием часто переключают обмотки и в результате создают шум, поэтому мы разрабатываем специальное программное обеспечение, которое анализирует флуктуации сетевого напряжения, поведение нагрузки и осуществляет упреждающую регулировку. Его пишет Крис Симс, очень талантливый программист (он разработал программу для системы автоматического контроля за всем оборудованием телестудии Би-би-си, которая должна быть очень надежной: если произойдет сбой, пропадут три канала телевидения). Он также создал софт для Grid - нашего профессионального 12-канального фильтра для сложных систем, который может работать с ис-точниками бесперебойного питания, системами интегрированного управления, осуществлять программируемое последовательное включение/ выключение оборудования.

А что вы рекомендуете для владельцев домашних систем?

 

- Обычно аппаратура мало чувствительна к абсолютной величине питающего напряжения, гораздо большую

опасность представляют собой помехи. Для недорогих систем наилучшее решение CleanLine ($750) или MiniSub ($1250). У них есть по четыре розетки для маломощных устройств и две -для аппаратуры с высоким потребле-нием энергии. Разница между ними в том, что в CleanLine только два отдельных канала, а в MiniSub пять, включая две параллельные розетки для усилителя мощности или пары моноблоков. SubStation ($2700) похож на MiniSub, но мощнее, а наш флагман SubStation Vogue ($3950) - лучшее одноблочное решение, что-то вроде IsoTek Titan и Nova в одном корпусе. Ну а если вы хотите абсолютно идеальное питание, нужно использовать регенератор PowerStation ($4550).

При выборе кондиционера следует учесть его влияние на АЧХ усилителя - многие модели на рынке гре-шат небольшим подъемом на средних частотах, что на слух воспринимает-ся как возросшая детальность. Мы стараемся сделать фильтры тонально нейтральными и обеспечить одинаковый характер звучания. Если вам нравится CleanLine, значит, понравится и MiniSub или SubStation, хотя это продукты разной цены и возможностей.

Можно ли дать определенные рекомендации, какой тип сетевого оборудования следует использовать для разных компонентов?

- К сожалению, нет. Однажды мне позвонил покупатель, который приобрел профессиональный кондиционер 2х2000 (два двухкиловаттных Qube в рэковой стойке общим весом 92 кг) для очень дорогой системы Naim, чтобы обсудить вопросы, связанные с выбором кабелей. Он расхваливал устройство, говорил, что оно здорово улучшило звучание. Тогда я поинтересовался: с какой моделью усилителя Naim он использует этого монстра? Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он подключил его к CD-проигрывателю.

Цифровые источники, дисплеи, процессоры, усилители, даже проигрыватели винила - все они выиграют от применения фильтра или регенератора, но какого-то четкого правила здесь нет. Единственное, что мы обнаружили в ходе экспериментов, - с на-шими кондиционерами лучше не использовать витые сетевые кабели: у них другая индуктивность, поэтому они конфликтуют с фильтром.

А как сконструированы ваши сетевые кабели? Многие вообще не понимают, зачем нужен метр дорогого сетевого кабеля, когда перед ним идут километры обычного промышленного провода низкого качества.

- Если рассматривать сетевой кабель как фильтр, препятствующий прохождению высоких частот, тогда даже несколько сантиметров могут влиять на звук. Другое объяснение состоит в том, что интенсивность шума падает пропорционально квадрату расстояния, следовательно, помехи, проникающие в последний метр кабеля, наиболее опасны. Поэтому мы советуем располагать фильтр как можно ближе к усилителю и используем экранированные сетевые кабели. Кстати, я не хочу лукавить, заявляя, что наши кабели лучшие в мире, это просто хорошая вещь за свои деньги для тех, кто хочет приобрести кондиционер с кабелями. Мы применяем медь высокого качества, но чего-либо выдающегося в них нет - я не хочу втягивать Isol-8 в производство кабелей, этим занимаются другие фирмы.

 

Как вы относитесь к другому известному феномену - влиянию фазировки сетевой вилки?

- Ничего сверхъестественного тут нет. Вообще, когда мне встречается какое-то загадочное явление, я стараюсь понять суть проблемы и, как правило, нахожу разумное объяснение. Дело в том, что обмотка трансформатора несимметрична, наружная часть сетевой обмотки расположена близко к вторичной, а внутренняя - к сердечнику, который крепится к корпусу. Обычно нейтральный провод связан с «землей», потому там меньше шума, чем в фазовом. Если внутренний слой сетевой обмотки соединен с «фазой», а розетка двухконтактная и, следовательно, корпус не заземлен (насколько я понял, это распространенная ситуация в России), сетевые помехи через емкость порядка 10 нФ поступают непосредственно на шасси, окружающее все жизненно важные блоки усилителя. Перевернув вилку, вы получите другое звучание.

Кстати, будут ли ваши кондиционеры работать без заземления?

- Мы рекомендуем использовать заземление, а если у вас двухконтактные розетки, вы можете провести отдельный «земляной» провод к винтовому зажиму на задней панели. Вообще мы стараемся ограничить уровень высокочастотных помех, поступающих на «землю», не злоупотребляем мощными дельта-фильтрами, а в SubStation Vogue и Qube имеется специальная катушка, которая подавляет такие помехи.

Насколько важен для вас профессиональный рынок, в каком направлении вам интереснее работать?

- Основные наши покупатели - владельцы Hi-Fi-систем, хотя наше домашнее оборудование используется некоторыми студиями. Однако мы не ожидаем от этого сегмента кардинального роста и связываем свои надежды с рынком профессиональных инсталляций и с устройствами типа Grid. Кроме того, я продолжаю разработку студийного оборудования, например ламповых микрофонных предусилителей, но это не имеет отношения к бренду Isol-8. Правда, Hi-Fi мне интересен больше, поскольку я давно увлекаюсь аппаратурой, люблю музыку. Дома у меня навороченная система, тем не менее у меня постоянно возникают мысли, как ее усовершенствовать. Когда я занимался конструированием и производством усилителей, это было большой проблемой - ведь в какой-то момент надо остановиться и закончить продукт, а у меня всегда была пара-тройка идей, как можно что-то улучшить.